Из опыта работы


Дидактические игры на уроках русского языка в 5 классе

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении учащихся в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает учащихся новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь. В результате чего у учащихся появляется интерес к русскому языку.

Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у учащихся, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.

Учащиеся с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

Таким образом, дидактическую игру можно поставить в один ряд с другими приемами и средствами обучения. Но она имеет не только обучающее значение: игра может стать средством формирования познавательных интересов.

В играх часто используются различные предметы:

  1. игрушки;

  2. рисунки;

  3. карточки;

  4. таблицы;

  5. плакаты;

  6. модели;

  7. карты;

  8. подготовленные сценарии

  9. диалоги;

  10. заученные отрывки стихов;

  11. пословицы;

  12. поговорки и другие материалы.

Школьники вовлекаются в подготовку этих дидактических средств, они обращаются к различным источникам:

  1. художественным произведениям;

  2. словарям;

  3. справочникам.

Это воспитывает интерес к предмету.

Большое значение дидактические игры имеют для воспитания личности школьника, для формирования черт его характера. В игре развиваются: организованность, выдержка, умение остановить свои желания, умение планировать ряд последовательных действий, подчиняться коллективу; правилам игры.

Это воспитывает умение преодолеть трудности, тренирует волю ребенка.

Игра развивает чувство товарищества, дружбы, так как в случае необходимости играющий должен уступить, помочь товарищу. Играя в составе команды, каждый ученик несет отвественность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.

Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Итак, из сказанного роли игры на уроках русского языка, можно сделать выводы:

а) дидактическая игра–один из приемов обучения русскому языку, помогающий создать на уроке речевую ситуацию, следовательно, игра — средство активизации деятельности;

б) правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает выработать речевые умения и навыки;

в) игра– один из приемов преодоления пассивности учеников;

г) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес;

д) игра воспитывает у школьников дисциплинированность, организованность и коллективизм.

Дидактические игры имеют определенную структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму общения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

  1. дидактическая задача;

  2. игровая задача;

  3. игровые действия;

  4. правила игры;

  5. результат (подведение итогов).

Фонетические игры

Прежде всего, учащийся должен овладеть звуковым стилем языка, правильным звукопроизношением, целенаправленно усваивая систему ударений в словах, интонационный настрой родного языка. Фонетические игры учат школьников выделять звуки из слов, давать анализ звуковой и слоговой структуры, различать звуки в близких по звучанию словах (глухие - звонкие, твердые - мягкие), осознавать словесный состав предложения, звуки и слоги как отдельные элементы слова, ударение, интонацию речи.

Придумайте новое слово

Цель – развивать фонематический слух и расширять словарный запаса учащихся.

Дополните предложенные сочетания букв до слов.

(я) --- мы Оскол ---(ок)

(кума)---ч (С,ото)----прут

(за,у,)---дача (и)----волга

Заря ---(д) рыба----(лка,к)

Пол....(ено,ка) Бор----(т,овик,ьба)

Что нарисовано?

Цель - учить правильно ставить ударения в словах.

Учитель показывает картинки, изображающие предметы, названия которых вызывают затруднения в постановке ударений. Учащиеся за каждое правильное произнесенное слово получает фишку. Побеждает набравший большее количество фишек. Можно использовать картинки с изображением следующих предметов: арбуз, шофер, автобус, портфель, доска, жаворонок, инструмент, камбала, квартал, крапива, пингвин, пихта, планер, ракушка, свекла.

Составь слово из слогов

Цель – учить анализировать слоговую структуру слова.

Учитель читает стихотворение «Врун» Д. Хармса с остановками в нужном месте (отмечено точками). Школьники хором произносят угаданное слово.

А вы знаете что У?

А вы знаете, что ПА?

А вы знаете, что ПЫ?

Что у.....моего

Было сорок сыновей?

А вы знаете, что СО?

А вы знаете, что БА?

А вы знаете, что КИ?

Что ... пустолайки

Научилися летать?

А вы знаете, что НЕ?

А вы знаете, что БЕ?

Что .... вместо солнца

Скоро будет колесо?

А вы знаете, что ПОД?

А вы знаете, что МО?

А вы знаете, что РЕМ?

Слова – « перевёртыши»

Цель - развивать фонематический слух, внимание к слову, как звуковой единице речи.

Придумать такие слова, которые можно читать и наоборот, например: нос-сон, мир  Римкот-ток и т.д. Учащиеся по очереди называют слова. Побеждает тот, кто последним называет слово.

Замени одну букву другой

Цель – учить различать звуки в близких по звучанию словах, производить замену звука в словах для получения нового слова.

Запишите столбиком слова: сом, сын, жук

Вместо одной буквы - любой (первой, второй, третьей) - поставьте другую так, чтобы получилось новое слово.

Например, сом - сон - сын – сыр

сом - сам - гам - газ и т.д.

По слогам

Цель - учить анализировать слоговую структуру слова.

Один ученик произносит первый слог слова, другой - второй слог... И так до тех пор, пока не получается слово. Слоги следует записывать.

(ПО ----ря----док

----езд

----стель

----го---да

----строй--ка)



Вариант игры - бросать мяч друг другу, называя слог.



Интересные слова

Цель – учить анализировать слоговую структуру слова, развивать словотворчество.

Даны два слова «рука» и «кора» и шесть слогов: бу -, чок-, жу -, ну-, баш-, сал-

Какие получатся слова, если вставить эти слоги ? (рука - баш- рубашка, кора - ну - конура)

Музыкальные слова

Цель – учить анализировать слоговую структуру слова, расширять словарный запас.

Придумайте слова с нотой ЛЯ (до, ми, и т.д.)



Графические игры

Цель их - научить учащихся переводить звучащую речь в письменную. Начинается это с изучения облика букв, а кончается умением расположить буквы в алфавитном порядке, обозначить звуки буквами, составить слова из букв и слогов.

  1. Напишите буквы, из которых состоит слово «мир», одну под другой.
    Возле каждой буквы продолжите такие слова, которые образуют
    предложение:

Мальчик

Интересно

Рассказывает

Цель – учить производить звукобуквенный анализ слова, подбирать слова по заданной букве, анализировать словесный состав предложения.

  1. Напишите буквы, из которых состоит слово «дом», одну под другой.
    Возле каждой буквы допишите слово:

Дорога

Окно

Мыло

Цель – учить делать звукобуквенный анализ слова, развивать словотворчество.

  1. Загадки — шарады

Цель - учить производить звукобуквенный анализ слова, различать слова близкие по звучанию, но отличающиеся одной буквой, переводить звук в букву.

Решите шарады:



Ко РТУ приставьте букву К

И вы получите зверька.

(Крот)



С Л холодный я и гладкий.

С М душистый я и сладкий.

(лед, мед)



С Ы мы мчим вас, что есть мочи.

С У мы ноги ваши мочим.

(Лыжи, лужи)



Я - пространственное тело,

И не сложен я с натуры.

Если ж вставить «Л» умело,

Стану домом я культуры.

(куб - клуб)



Чтоб поддерживать скворечню

Иль антенну - я гожусь.

С мягким знаком я, конечно,

Сразу цифрой окажусь.

(шест - шесть)



Я - важная деталь судна,

И без меня оно по воле ветра мчится.

А если букву «Б» ты вставишь внутрь меня,

То я простая денежная единица.

(руль - рубль)

  1. Вспомните слова из четырех букв, заканчивающихся на «А» и впишите их в клетки.

Цель – учить составлять слова из букв одинаковой количественной структуру



р

а

м





А



и

г

л

п

е

н

в

е

н

т

е

м



  1. Замените проставленные в клеточках цифры на буквы, которые им соответствуют по предложенному коду, и прочтете пословицу. Объясните, что она обозначает и когда ее можно применять.

Цель – учить составлять слова из букв.

8 -14- 9 - 6 - 3 - 7 9 - 4 4 – 10 – 11 – 2 – 12 10 – 13 – 12 – 7 – 1 – 5 - 7

(Цыплят по осени считают).

Код:

А - 1 Ч - 13

Ц - 8 П - 9 С- 10


Е - 11 И - 12 Ы -14


Н - 2 Л - 6

Я - 3 Ю - 5

О - 4 Т - 7



  1. Головоломка

Цель – учить анализировать графическую структуру букв.

Составьте любое слово из букв большого формата, например, ДОМ, а теперь разрежьте их на две части. Игра готова. Учащимся нужно сложить буквы и потом составить их них слово.



Лексические игры

Игры по лексике помогут развить языковое чутьё, пополняет лексический запас, разовьют понимание обобщенного смысла словОдновременно лексические игры способствуют формированию грамматического строя и развитию речи школьников.

Скажи правильно

Цель - уточнить семантику слова.

К.И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» рассказал нам, как говорят маленькие дети. Они еще не изучали русский язык и поэтому неправильно образуют слова. Исправьте их.

Одетки - одежда Улиционер - милиционер

Людь - человек Строганок - рубанок

Сердитки - морщинки Копатка - лопатка

Чаха- чашка Колоток - молоток

Одуван- одуванчик Начаепился - напился чаю

Ползук- паук Дождь налужил -лужи от дождя

Мазелин - вазелин Нет, я вежа - в противоположность невеже

Кружинки - пружинки Пальчатки – перчатки

Десять вопросов

Цель – учить понимать обобщённый смысл слов, их многозначность.

Ответьте на хитрые вопросы:

1. В барабан можно бить палочками. А в какой барабан нельзя бить? (В барабан машины, в барабан револьвера)

2. Если повозиться, узел можно развязать. А какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный узел)

3. Вилкой можно есть мясо и другие кушанья. А какой вилкой нельзя есть? (Велосипедной вилкой, ходом шахматного коня)

4. Из полотна можно сшить рубашку. А из какого полотна ничего нельзя сшить? (Из полотна дороги, из железнодорожного полотна)

5. Гребнем можно расчесывать волосы. А каким гребнем нельзя причесываться? (Гребнем морской волны)

6. Ключами отпирают и запирают замки. А какими ключами нельзя отпирать? (родниковым ключом, скрипичным, басовым ключом).

7. Патрон можно положить в ружье и стрелять. А каким патроном нельзя стрелять?

(Электрическим патроном)

8. Бородку можно сбрить и бородки не будет. А какую бородку сбрить нельзя? (Бородку ключа)

9. Яблоко можно взять и съесть. А какое яблоко нельзя съесть? (Глазное яблоко)

Ю.На ось можно надеть колеса. А на какую ось нельзя надеть даже одного

колеса? (На земную ось)

Назови несколько предметов одни словом

Цель – учить определять многозначность слова.

Учитель называет слова, имеющие несколько значений, заранее предупредив ребят, что каждым из этих слов называют несколько предметов, явлений, например: лист, крыло, кабина, голова, автомат, герой, журавль, земля, картина, каша, класс, ключ, кожа, колено, конь, лес, линия, мир, молоко, нос, окно, стол. Ученики должны описательно или словосочетаниями объяснить, какие предметы названы.

Вставь слова в стихотворные строчки

Цель – учить подбирать антонимы.

Подберите антонимы – рифмы:

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь ...(низко)

Скажу я слово «далеко»

А ты ответишь ...(близко)



Скажу тебе я слово «трус».

Ответишь ты ...( храбрец)

Теперь «начало» я скажу

Ну, отвечай ...(конец).



3амени слово похожим по значению

Цель – учить подбирать синонимы.

Учитель называет слово (армия, блестеть, большой, бороться, бояться, бросать, быстрый, вежливый, горячий, греметь, дети, доктор, есть, интересный, красивый, мерзнуть, одежда, плакать, победить, работа, радоваться и др.) Учащиеся подбирают синонимы (войско, сиять, громадный, сражаться и т.д.). Выигрывает тот, кто назовёт синоним последним.

Необычное в обычном

Цель – учить раскрывать «переносный» смысл слова.

Учитель просит подобрать к слову:

золотой

тяжелый

свежий

слова обычные, прямые по значению, связанные с ним в речи, и необычные - переносные по значению.

«Негатив»

Цель – учить подбирать антонимы.

Попросить учеников сделать «негатив» строки из песни, стиха, рассказа, т. е. заменить смысл на противоположный, используя антонимы.

Например, «Мороз и солнце»! «Негатив»: Луна, но жара!

День чудесный! Ночь мрачна.

Еще ты дремлешь, Я все не сплю

Друг прелестный?! И, как враг, живу

Проснись, открой И уснуть хочу,

Сомкнуты негой взоры...» Но закрыть глаза

Никак не могу,

И в том моя беда.



Составьте слово

Цель – учить подбирать антонимы.



Подберите к словам антонимы. Первые буквы антонимов по вертикали составят нужное слово:



Широкий - узкий

Твердый - мягкий

Старый- новый

Скучный - интересный

Бесполезный - ценный

Неряшливый - аккуратный



Грамматические игры

Игры по грамматике одновременно являются упражнением на закрепление уже усвоенного учащимися материала по лексике и фонетике. Обогащение речи учащихся грамматическими формами происходит параллельно с обогащением их словаря и развитием фонетических навыков. При проведении специальной работы по развитию речи учитель добивается чтобы учащиеся употребляли все известные им грамматические формы: падежные формы имен существительных и прилагательных, прилагательные в полной и краткой форме, степени сравнения прилагательных, формы глаголов, наиболее распространенные наречия, предлоги, союзы. Учитель следит за тем, чтобы учащиеся правильно составляли простые предложения, предложения с однородными членами, с обособленными оборотами, сложные предложения.

Придумайте предложение

Цель – учить употреблять несклоняемых существительных в предложениях.

Учитель называет неизменяемые слова: пальто, метро, кофе, какао и др.

Ученики придумывают предложения с этими словами. Затем учитель строит вопросы так, чтобы неизменяемые слова в ответах учащихся употребили в косвенных падежах.

Вопросы «цепочкой»

Цель – учить раскрывать единство текста.

Школьники садятся в круг. Ведущий задает вопрос одному из играющих, тот отвечает на него и на основе своего ответа строит свой вопрос следующему ученику и т.д.

Например:

- Какое время года сейчас?

- Зима. Какие деревья зимой?

- Все белые, словно в шубы и шапки одетые. На что похожи белые сугробы? и т.д.

Подскажи словечко

Цель – учить распространять предложения.

Учитель начинает предложение, ученики заканчивают его. Учитель может начать предложение с однородными членами предложения, чтобы дети в продолжении подобрали другие однородные члены. (Поезд проносился мимо лесов, полей, ...).

Составь сочетание

Цель – учить составлять глагольные словосочетания с предлогом.

Играющим раздаются карточки с предлогами: из, из-за, из- под, от, с, до, у, без, на, под, над (по 2-3 карточки каждому).

Ученики, употребляя предлоги, составляют сочетания глагола с существительными. Например: отъехал от дома, слез с дерева.

Учитель называет глаголы:



внести

мелькнуть

сверкнуть

отъехать

прыгнуть

добежать

стоять

гулять

смеяться

учиться

лечиться

лечиться

читать

возвращаться





Тот, кто придумал сочетание правильно, получает карточку со словом-глаголом, побеждает быстрее всех набравший десять таких карточек.



Орфографические игры

Два предложения

Цель – закрепить правописание слов с большой буквы.

Составьте предложения со словами Морозов-морозов, Скворцов-скворцов и т.п. Запишите.

Как пишется?

Цель – закрепить слитное и раздельное написание приставок и предлогов.

Как правильно записать предложение, раскрыв скобки?

Солнце спряталось (за) бор.

Котофей Иваныч

Залезает на (за) бор-

Прогуляться на ночь.

Не перенесёшь

Цель - отработать правила переноса слов.

Напишите 5 слов, в которых есть два слога, а перенести эти слова нельзя, (утюг, олень, семья, еда, шея-).

Сколько слов?

Цель — закрепить правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением.

Записаны слова: прим.е и ..рять, пос. е и ..деть, сл. е и ..зал, б. а о..чок.

Сколько слов вы можете записать? Подберите проверочное слово и составьте

предложение.

Как правильно сказать?

Цель – отрабатывать правильное употребление падежных форм существительных.

Выбери верный вариант:

У рыб нет зуба

У рыб нет зубов

У рыбей нет зубей

(Правильный ответ - У рыб есть зубы.)

Веселая мозаика

Цель - учить составлять предложения.

Не переставляя букв, запишите из этого буквосочетания 7 предложений:

ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ

(Теперь я, поднимите тоже.

Те перья подними, те тоже.

Те перья под ним и те тоже.)



Волшебные предложения

Цель – учить составлять предложения- палиндромы.

Прочитай эти предложения справа налево:

А роза упала на лапу Азора.

Коту тащат уток.

Кит на море романтик.

Составь рассказ

Цель - учить составлять предложения, сохраняя единство текста и правописание слов.

Условие: употребить как можно больше слов: словарных, или

с удвоенной согласной, или

с непроизносимой согласной, или

с разделительными ъ и ь, или

с парными согласными в корне.

Сочинялки

Цель – развивать речь, чувство единства текста.

Вариант первый.

Учитель произносит начало рассказа (заключительную фразу, середину повествования), ученики должны домыслить весь рассказ.

Вариант второй.

Учитель предлагает тему произведения. Один ученик начинает, второй продолжает, третий завершает повествование (можно расширить количество участников).

Вариант третий.

Учитель предлагает тему произведения и жанр, ученики составляют текст.

Вариант четвертый.

Учитель предлагает героев произведения, дети сами выбирают тему и жанр и сочиняют текст.

Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм

Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка-разминка «Говорите по-русски правильно». В каких формах можно предложить задания детям? Вот лишь некоторые из возможных вариантов, которые могут подсказать учителю, как разнообразить задания.

«Составь текст и озвучь его»

Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.)

Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал.

«Пригласи на обед»

Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (коллегу, знакомого). В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).






Комментариев нет:

Отправить комментарий